Предпосылки успешной адаптации к школе

 Готовность к школьному обучению, включает в себя достижение определенного уровня интеллектуального (кругозор, запас конкретных знаний, интерес к знаниям, развитие мелкой моторики руки, зрительно-двигательной координации), эмоционального ,мотивационного развития и физической готовности.Поступление в первый класс требует от ребенка умения вести себя на уроках, внимательно слушать объяснения учителя, выполнять его просьбы, указания и разнообразные задания, т.е. принять на себя роль-ученика.  

Физическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту.

       Умственная, интеллектуальная готовность


К 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. 

У малыша появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).

Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

Чтобы успешно заниматься в школе, ребенок должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости (произвольное поведение) - ребенок постепенно теряет свою трогательную непосредственность.

 Большое значение имеет умение налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.

Если уровень школьной зрелости достаточно высок, кризис семи лет( на который наслаивается и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. В противном случае  кризис будет проходить бурно, накладывая отпечаток на дальнейшую школьную  жизнь ребенка

Поступление ребенка в первый класс отражается на всех членах семьи. Чтобы семья, адаптировалась, к новым условиям и её семейный ритм вошел в норму, требуется время. Жизнь семьи стабилизируется, когда ребенок окончательно примет на себя роль школьника , а родители почувствуют себя родителями школьника. 

Чтобы кризисный период  ( поступление ребенка в 1-й класс) не был столь болезненным для семейных отношений , необходимо заранее готовиться к предстоящим волнующим событиям. И не только готовить ребенка к школе , но и готовиться самим.
В следующих статьях я дам конкретные рекомендации.

Комментариев нет: